Духовно-нравственная беседа «Два полюса слова», посвященная Всемирному дню борьбы с ненормативной лексикой.
Подобно биосфере, каждого из нас по отдельности и весь этнос в целом окружает атмосфера родного языка и родной культурной среды. Человек как бы дышит воздухом родной речи. Что такое - «сказать слово»? Сказать — это, прежде всего, выдохнуть.
Представление о том, как относились к слову разные народы, сохранилось до наших дней.
«Будь искусным в речах — слово сильнее, чем оружие», - поучал египетский фараон своего сына более 4 тысяч лет назад. Человек же, который мог слово, произнесённое зафиксировать на папирусе, почитался выше военачальника и вельможи.
В Древнем Риме ораторы, искусно владеющие словом, вершили политику. К их голосу прислушивались императоры, боясь обличения. Косноязычие считалось пороком.
На Руси скверное слово считалось таким же тяжким грехом, как и плохое дело. Сквернословие приравнивалось к нарушению христианских заповедей: «Не убий!», «Не прелюбодействуй!», «Не лжесвидетельствуй!». Словесная брань, чрезмерно громкая и крикливая речь рассматривалась нашими предками как проявление бесовского начала, а сквернословящих людей называли богохульниками. В многочисленных древнерусских и более поздних источниках отмечалось, что «матерная лая» оскорбительна сразу для трех матерей: Матери Господа, всех матерей человеческих (включая и собственную мать сквернослова), и матери-земли. Осквернившему себя руганью в этот день запрещалось входить в церковь и с ним вместе нельзя было принимать пищу.
В истории России сквернословие запрещалось царскими указами, обличалось в посланиях патриархов и митрополитов. Например, Иван Грозный повелел кликать по торгам постановления Стоглавого собора (1551), где говорилось, чтобы православные христиане «матерно бы не лаялись, и отцем и матерью скверными речами друг друга не упрекали, и всякими б неподобными речми скверными друг друга не укоряли». А при царе Алексее Михайловиче действовали так: стрельцы ловили сквернословящих прямо на улицах и тут же, принародно секли.
Засилье нецензурной брани в нашей жизни велико. Сегодня серьезную проблему составляет то, что мат для многих людей превратился в обыденность. Мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем.
Теме вреда сквернословия была посвящена духовно-нравственная беседа «Два полюса слова» для студентов нашего колледжа, которая состоялась 02 февраля.
Зачем человек использует неприличные слова и выражения? Почему он не может обойтись без мата? Что такое матерная речь и как с ней бороться? Откуда произошел мат? Каковы последствия сквернословия? Эти вопросы затронули в своих выступлениях священник храма Преподобного Сергия Радонежского отец Андрей и зав. информационно-просветительским отделом Серафима Степанова. Отец Андрей особо подчеркнул, что Православная Церковь всегда учила и учит бережно обращаться со словом: «...словом оправдаешься и словом осудишься». Не поощряется ненужное многословие и пустая болтовня. Многие святые годами не произносили ни слова. Преподобный Феодосий Кавказский учил: «Скажи не более 7 слов в день — спасёшься».
Подводя итог сказанного зав. информационно-просветительским отделом МУ МДК Серафима Степанова отметила, что ненормативная лексика ограничивает возможности ясно и грамотно выражать свои мысли и ее употребление говорит о бедном словарном запасе, не знание родного языка и духовной нищете человека.